Архетипический образ Ведьмы прочно живет в сознании народов мира. Мифы и легенды повествуют нам о том, что этот образ жил во все времена. Глубинно-аналитические психологи утверждают, что причиной тому является коллективное бессознательное. Образ Ведьмы таится в темных глубинах женского подсознания. Аналитики юнгианского толка придают особенное значение изучению этой загадочной женской части, проводя исследования и изобретая техники работы с ней.
В своей статье «Колдовская сила внутри нас» я говорила о дуальности всего сущего. Всё имеет две стороны темную и светлую и даже темная и светлая стороны также имеют свои две стороны. Любое явление дуально, наверное, именно поэтому древние притчи рассказывают о том, что нет плохого и хорошего, есть просто событие, есть просто факт…
Образ Ведьмы также дуален. Двойственность этого образа заставляет нас одновременно бояться его и восхищаться им.
Одна часть – это «Ведающая женщина», женщина, которая слышит себя, свое тело и окружающую ее природу, обладает почти звериным предчувствием опасности и ярко выраженной интуицией. Она несет в себе глубокую мудрость женщин ее рода. В жизни она спокойна, сильна, уравновешена, она уверенна в себе и сама творит свою судьбу.
Вторая часть противоположна «Ведающей женщине», и это как раз тот образ, который в народе называют Ведьма.
Википедия дает нам несколько определений значения этого слова: «Ведьма (от др. славянского «ведать» = «знать») — колдунья, то есть, женщина, практикующая магию (колдовство). Слово «ведьма» имеет также ругательное, завистливое и саркастическое значение».
Как видно их определения, данный образ весьма неоднозначен.
Образу Ведьмы посвящено много книг и статей психологов из различных стран, и зачастую его рассматривают с позиции негативного материнского комплекса.
Юнгианский аналитик Полли Янг–Айзендрат исследовала этот образ в своей психотерапевтической практике и говорит о том, что хорошо известный в фольклоре ХV века образ Ведьмы сегодня именуется по-другому: теперь ее называют стервой, мегерой, властной матерью. По ее мнению, за прошедшие века характер Ведьмы ничуть не изменился: она все та же – злая, назойливая, толстая (обладает крупным телосложением, но даже при отсутствии такого, в силу своей назойливости заполняет собой все психологическое пространство), имеет магическую власть и ненасытную потребность «пожирать» детей и мужчин. Как и известная в психологической литературе доминирующая и гиперопекающая мать, Ведьма растворена в своих детях и никому не позволяет взять власть в семье.
Женщина, которая находится под воздействием негативного материнского комплекса и регулярно отыгрывает роль Ведьмы, на самом деле, ощущает горечь и боль, имея твердую уверенность в том, что является более безобразной, ничтожной и злой, чем обычная женщина. Ощущение своей «никчемности» и «уродства» дает ей повод чувствовать себя человеком второго сорта, или «недочеловеком», а по силе своего эмоционального воздействия она вполне может чувствовать себя сверхчеловеком.
Женщина может вообще не отделять себя от образа Ведьмы, будучи уверенной в том, что она никому не нужна.
Следует отметить, что время от времени каждая женщина отыгрывает роль Ведьмы. Это происходит, когда, женщина чувствует, что ее недооценивают и не понимают, когда ощущает перенапряжение и усталость. Постепенно боль превращается в обиду, отчуждение, холодность, и в отчаянии женщина может разорвать отношения с близкими ей людьми.
По классике жанра, Ведьмы живут «в дремучем лесу», соответственно эти женщины не чувствуют себя достойными и равноправными членами семьи. В лесной чаще обычно живет только одна Ведьма, поэтому ее одиночество становиться для нее тяжелым бременем, и со временем женщина впадает в панику. Она паникует от того, что никто не может ее спасти, ибо не способен понять ее чувства и реакции. Такая женщина не может объяснить свои чувства, ей кажется, что никто не может ее понять, а она сама слишком плоха и недостойна понимания и принятия. Она глубоко не уверенна в себе, поэтому скрывает свои чувства, пытаясь управлять другими людьми, осуждать их, досаждая кому-нибудь или стараясь услужить. Часто она чувствует себя виноватой в том, что в семье случаются конфликты и прочие неурядицы, но не может понять, в чем ее вина, она чувствует себя глупой и непривлекательной.
Часто женщина, идентифицирующая себя с Ведьмой, давно махнула рукой на свой внешний вид. Отличительной чертой всех Ведьм, которых исследовала Полли Янг-Айзендрат, был лишний вес. Интересным является тот факт, что Ведьма не всегда имеет избыточный вес, она скорее считает себя толстой, нежели является. При этом современные модные стандарты 90-60-90 лишь усугубляют ситуацию бедной женщины, попавшей под влияние негативного материнского комплекса и отыгрывающей роль Ведьмы, - она воспринимает это как приговор своей фигуре, приговор своей уверенности в себе и своей жизни…. При этом, фактически обрекает себя на одиночество, стараясь избегать моментов сексуальной близости, так как беспокоиться о своей, как ей кажется, «безобразной» фигуре или ведет себя очень скованно и отчужденно, что в свою очередь отдаляет от нее мужчин.
Таким образом, мы видим, что сила архетипического образа Ведьмы невероятно велика, она таит в себе энергию дуальности, и лишь знание своих глубин позволит нам избежать влияния негативного образа Ведьмы, «пожирающей» личную уверенность в себе, свободу и природную сексуальность женщины, и при этом может помочь нам открыть в себе нашу внутреннюю Ведающую женщину, которая знает себя, любит свою семью, чувствует себя нужной, любимой и желанной, может творить маленькие чудеса и воплощать задуманное в реальность.
Наталия Клименко
Психолог
Руководитель проекта ПСИХОЛАД