+ 38 050 351-59-13

+ 38 093 783-76-91

|
|
Наталия Клименко
психолог
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Имя *
Телефон *
Е-mail *
Сообщение

«Малефисент» - новая сказка о старых женских проблемах

 

kino10Студия «Дисней» (Walt Disney Pictures) снова порадовала нас новой сказкой. На этот раз, голубые экраны всего мира показывают новую версию «Спящей       красавицы». Старая сказка Шарля Перо претерпела полную трансформацию и обрела название «Малефисент» (англ. Maleficent). В украинском же кинопрокате фильм получил новое интригующее название «Чаклунка». Новая история о старых женских проблемах умело вплетена в волшебный сюжет «Спящей красавицы». 

Впрочем, в этой сказке «Спящая красавица» не является главной героиней. Главная роль, досталась одной из самых могущественных фей сказочного королевства – Малефисенте, которую великолепно сыграла Анджелина Джоли. 

История рассказывает нам о том, что ранее происходило в жизни злой колдуньи, которая наложила проклятие на новорождённую принцессу. Фильм показывает драму женской судьбы, превратившую прекрасную фэю в настоящую злую ведьму. Подобное превращение вполне реально не только для фэй, но и для обычных женщин. Ведь образ Ведьмы таится в глубинах женскогоjolie18032014-5 подсознания. Ему посвящено много книг и статей психологов всего мира. В своих статьях «Психология Ведьмы» и «Колдовская сила внутри нас» я также исследовала этот таинственный и распространенный феномен.

Роберт Стромберг, режиссёр ранее нашумевших  фильмов «Аватар» и «Оз - Большой и Могущественный», умело показал нам, как наивная, инфантильная фея с чистым добрым сердцем превратилась в могущественную ведьму, поглощённую чувством обиды и желанием мести.

Малефисента росла в прекрасной волшебной стране, где она была свободна и счастлива, все вокруг было красивым и магическим. Малефисента росла сиротой, без родительской опеки, она росла как бы сама по себе. Следует отметить, что мотив ранней смерти матери характерен для многих народных сказок. Однако часто, в таких случаях, появлялись помощники: Фея-крестная в сказке «Золушка», Куколка, которую передала мать перед смертью Василисе-Прекрасной. В нашей же сказке, Малефисента растет одна….

Практически каждая сказка повествует нам о древнем обряде женской инициации, который всегда проводился в племенах. Как  правило, все женские волшебные сказки отражают наиболее кризисные моменты в жизни женщины, характеризующиеся переходом из одной возрастной группы в другую, и различные стратегии их прохождения. Поэтому мы видим, что в жизни Малефисенты все замечательно до тех пор, пока она не повзрослела и не пришла пора этапа инициации. Однако, повзрослев биологически, она так и не повзрослела психологически. rozovyye ochki foto1Малефисента так и продолжала находится в своем прекрасном «розовом мире», не замечая реальных вещей. Так происходит в жизни многих женщин в нашем современном мире. Ни для кого не секрет, что ношение «розовых очков» - любимое занятие многих женщин.

Клариса Пинкола Естес в своей знаменитой книге «Бегущая с волками» сравнивает инициированную женщину с волчицей, которая, всегда держит «ушки на макушке», избегает «ловушек и ядов» и держит «нос поветру». Здесь, мы говорим о женщине включенной в реальность, способной видеть мир таким каков он есть, о женщине, знающей чего она хочет и идущей к своей цели. Однако, часто мы видим женщин включенных в свои фантазии, в свои ожидания от партнера и в свой придуманный мир. Такие женщины не видят происходящего не то, что вокруг, но и под самым носом. Часто не замечают, что происходит с партнером, не замечают его изменений, его желаний и как правило теряют отношения, а порой даже семью.

Вот так и Малефисента не увидела, что ее избранник изменился и уже не готов жертвовать собой,  ради нее как раньше, а даже наоборот, готов разрушить ее жизнь ради своего алчного счастья…

Что сделал ее возлюбленный? Он обрезал ей крылья! Довольно символично, ведь часто после неудачных отношений женщины перестают «летать», уходят в депрессию, а порой уходят из жизникрылья 1 как в переносном, как и в прямом смысле этого слова.

Интересен тот факт, что греки изображали Любовь и Победу в качестве крылатых фигур и некоторые женские божества также изображались с крыльями, такие как Афина, Артемида, Афродита.

Таким образом, мы можем сказать, что наш злой герой украл у Малефисенты Любовь и Победу, а без любви женщина превращается в злобную и недовольную жизнью особу. Любовь невероятно важна для женщины, она жаждет любви всю свою жизнь, сначала, любви родителей, затем, любви мужчины, после, любви детей,  внуков и правнуков. И вместе с этим, она жаждет дарить любовь всем кто ее окружает, зачастую дарить совершенно безусловно.

Второе значение крыльев – это Свобода и Сила. Малефисенту лишили свободы и силы. Мы знаем, что с приходом патриархата женщину также лишили свободы и крылья 2силы, отведя ей весьма скромное место: кухня-дети-церковь, а желающих быть свободными и сильными окрестили ведьмами и устроили настоящую «охоту на ведьм». Последствия такого переворота мы ощущаем и по сей день. Разговоры и мнения о том, что «женщина друг человека» существуют и в наши дни. Женские сценарии передаваемые из поколения в поколение все еще указывают женщине на ее второстепенную роль по отношению к мужчине.

Народные сказки показывают нам сценарии покорных и мечтающих выйти замуж женщин и лишь некоторые из них рассказывают о героине с активной жизненной позицией. На примере сказки «Василиса –Прекрасная» мы видим, что героиня создает счастье своими руками, действует решительно и даже жёстко. «Василиса-Прекрасная» одна из немногих сказочных героинь обладает сценарием Победителя. Этот сценарий, как мы видим из сказки, был передан ей по-наследству. От матери к дочери: инициированная мать, перед смертью передала свое материнское благословение (в сказке - это куколка) дочери. Куколка подсказала Василисе, как пройти безболезненно инициацию, избавится от ненавистной мачехи и удачно выйти замуж за того, кого она выбрала.

Малефисента не имела такого материнского благословение, поэтому ей пришлось пройти поневоле жесткий обряд женкой инициации, вернуть себе любовь, свободу и силу. Следует сказать, что в древних племенах обряды женской инициации также были довольно жесткими, некоторые из них все еще сохранились в африканских и индейских племенах и поражают современного человека своей жестокостью.

Побывав в такой сложной и драматической ситуации Малефисента становится феей-крестной для Авроры, поначалу сама того не желая, и в конечном итоге, именно она помогает Авроре пройти все «ловушки и яды», избавиться от проклятия, что дало ей возможность самой выбрать себе возлюбленного. Ведь в старой сказке «Спящей красавице» пришлось выйти замуж за того, кто ее спящая-1поцеловал, а не за того кого она выбрала. «Спящая красавица» в старой сказке была типичной представительницей тех времен – женщиной с пассивной жизненной позицией. Новая же сказка, дарит нам совсем иной сценарий, сценарий женщины свободной в своем выборе, женщины с любовью в сердце, способной прощать, понимать и принимать.

Третье же значение «крыльев» возьмём из алхимических трактатов. В алхимии крылья всегда ассоциируются с высшим активным, мужским началом. Малефисента снова обретя крылья обрела свою целостность и уже будучи целостной и инициированной женщиной она смогла передать свое «благословение» Авроре, надев на ее голову корону, которая символизировала объединение двух царств: мужского, активного, агрессивного и воинствующего и женского, волшебного, сказочного и фантазийного. Тем самым, подарив Авроре внутреннею гармонию мужского и женского.

По сложившейся уже традиции, студия «Дисней» снова показывает нам активную и сильную женщину и увы, пассивного и слабого мужчину. В своей статье «Влияние сказок на формирование жизненных сценариев женщин» я уже писала о новых версиях сказок «Алиса в стране чудес» и «Рапунцель» от студии «Дисней». Похоже, что мир начинает «освобождать» женщин от старого сценария покорности и второстепенности.

крылья 3Новая сказка «Малефисент» снова показывает нам образы слабых мужчин и сильных женщин, говоря о том, что новое время пишет новые сказки, а новые сказки формируют новые жизненные сценарии женщин.

Не обрезайте женщинам «крылья», теперь, они будут бороться за них!

 

Наталия Клименко
Психолог
Руководитель проекта ПСИХОЛАД