Студия «Дисней» (Walt Disney Pictures) снова порадовала нас новой сказкой. На этот раз, голубые экраны всего мира показывают новую версию «Спящей красавицы». Старая сказка Шарля Перо претерпела полную трансформацию и обрела название «Малефисент» (англ. Maleficent). В украинском же кинопрокате фильм получил новое интригующее название «Чаклунка». Новая история о старых женских проблемах умело вплетена в волшебный сюжет «Спящей красавицы».
Впрочем, в этой сказке «Спящая красавица» не является главной героиней. Главная роль, досталась одной из самых могущественных фей сказочного королевства – Малефисенте, которую великолепно сыграла Анджелина Джоли.
История рассказывает нам о том, что ранее происходило в жизни злой колдуньи, которая наложила проклятие на новорождённую принцессу. Фильм показывает драму женской судьбы, превратившую прекрасную фэю в настоящую злую ведьму. Подобное превращение вполне реально не только для фэй, но и для обычных женщин. Ведь образ Ведьмы таится в глубинах женского подсознания. Ему посвящено много книг и статей психологов всего мира. В своих статьях «Психология Ведьмы» и «Колдовская сила внутри нас» я также исследовала этот таинственный и распространенный феномен.
Роберт Стромберг, режиссёр ранее нашумевших фильмов «Аватар» и «Оз - Большой и Могущественный», умело показал нам, как наивная, инфантильная фея с чистым добрым сердцем превратилась в могущественную ведьму, поглощённую чувством обиды и желанием мести.
Малефисента росла в прекрасной волшебной стране, где она была свободна и счастлива, все вокруг было красивым и магическим. Малефисента росла сиротой, без родительской опеки, она росла как бы сама по себе. Следует отметить, что мотив ранней смерти матери характерен для многих народных сказок. Однако часто, в таких случаях, появлялись помощники: Фея-крестная в сказке «Золушка», Куколка, которую передала мать перед смертью Василисе-Прекрасной. В нашей же сказке, Малефисента растет одна….
Практически каждая сказка повествует нам о древнем обряде женской инициации, который всегда проводился в племенах. Как правило, все женские волшебные сказки отражают наиболее кризисные моменты в жизни женщины, характеризующиеся переходом из одной возрастной группы в другую, и различные стратегии их прохождения. Поэтому мы видим, что в жизни Малефисенты все замечательно до тех пор, пока она не повзрослела и не пришла пора этапа инициации. Однако, повзрослев биологически, она так и не повзрослела психологически. Малефисента так и продолжала находится в своем прекрасном «розовом мире», не замечая реальных вещей. Так происходит в жизни многих женщин в нашем современном мире. Ни для кого не секрет, что ношение «розовых очков» - любимое занятие многих женщин.
Клариса Пинкола Естес в своей знаменитой книге «Бегущая с волками» сравнивает инициированную женщину с волчицей, которая, всегда держит «ушки на макушке», избегает «ловушек и ядов» и держит «нос поветру». Здесь, мы говорим о женщине включенной в реальность, способной видеть мир таким каков он есть, о женщине, знающей чего она хочет и идущей к своей цели. Однако, часто мы видим женщин включенных в свои фантазии, в свои ожидания от партнера и в свой придуманный мир. Такие женщины не видят происходящего не то, что вокруг, но и под самым носом. Часто не замечают, что происходит с партнером, не замечают его изменений, его желаний и как правило теряют отношения, а порой даже семью.
Вот так и Малефисента не увидела, что ее избранник изменился и уже не готов жертвовать собой, ради нее как раньше, а даже наоборот, готов разрушить ее жизнь ради своего алчного счастья…
Что сделал ее возлюбленный? Он обрезал ей крылья! Довольно символично, ведь часто после неудачных отношений женщины перестают «летать», уходят в депрессию, а порой уходят из жизни как в переносном, как и в прямом смысле этого слова.
Интересен тот факт, что греки изображали Любовь и Победу в качестве крылатых фигур и некоторые женские божества также изображались с крыльями, такие как Афина, Артемида, Афродита.
Таким образом, мы можем сказать, что наш злой герой украл у Малефисенты Любовь и Победу, а без любви женщина превращается в злобную и недовольную жизнью особу. Любовь невероятно важна для женщины, она жаждет любви всю свою жизнь, сначала, любви родителей, затем, любви мужчины, после, любви детей, внуков и правнуков. И вместе с этим, она жаждет дарить любовь всем кто ее окружает, зачастую дарить совершенно безусловно.
Второе значение крыльев – это Свобода и Сила. Малефисенту лишили свободы и силы. Мы знаем, что с приходом патриархата женщину также лишили свободы и силы, отведя ей весьма скромное место: кухня-дети-церковь, а желающих быть свободными и сильными окрестили ведьмами и устроили настоящую «охоту на ведьм». Последствия такого переворота мы ощущаем и по сей день. Разговоры и мнения о том, что «женщина друг человека» существуют и в наши дни. Женские сценарии передаваемые из поколения в поколение все еще указывают женщине на ее второстепенную роль по отношению к мужчине.
Народные сказки показывают нам сценарии покорных и мечтающих выйти замуж женщин и лишь некоторые из них рассказывают о героине с активной жизненной позицией. На примере сказки «Василиса –Прекрасная» мы видим, что героиня создает счастье своими руками, действует решительно и даже жёстко. «Василиса-Прекрасная» одна из немногих сказочных героинь обладает сценарием Победителя. Этот сценарий, как мы видим из сказки, был передан ей по-наследству. От матери к дочери: инициированная мать, перед смертью передала свое материнское благословение (в сказке - это куколка) дочери. Куколка подсказала Василисе, как пройти безболезненно инициацию, избавится от ненавистной мачехи и удачно выйти замуж за того, кого она выбрала.
Малефисента не имела такого материнского благословение, поэтому ей пришлось пройти поневоле жесткий обряд женкой инициации, вернуть себе любовь, свободу и силу. Следует сказать, что в древних племенах обряды женской инициации также были довольно жесткими, некоторые из них все еще сохранились в африканских и индейских племенах и поражают современного человека своей жестокостью.
Побывав в такой сложной и драматической ситуации Малефисента становится феей-крестной для Авроры, поначалу сама того не желая, и в конечном итоге, именно она помогает Авроре пройти все «ловушки и яды», избавиться от проклятия, что дало ей возможность самой выбрать себе возлюбленного. Ведь в старой сказке «Спящей красавице» пришлось выйти замуж за того, кто ее поцеловал, а не за того кого она выбрала. «Спящая красавица» в старой сказке была типичной представительницей тех времен – женщиной с пассивной жизненной позицией. Новая же сказка, дарит нам совсем иной сценарий, сценарий женщины свободной в своем выборе, женщины с любовью в сердце, способной прощать, понимать и принимать.
Третье же значение «крыльев» возьмём из алхимических трактатов. В алхимии крылья всегда ассоциируются с высшим активным, мужским началом. Малефисента снова обретя крылья обрела свою целостность и уже будучи целостной и инициированной женщиной она смогла передать свое «благословение» Авроре, надев на ее голову корону, которая символизировала объединение двух царств: мужского, активного, агрессивного и воинствующего и женского, волшебного, сказочного и фантазийного. Тем самым, подарив Авроре внутреннею гармонию мужского и женского.
По сложившейся уже традиции, студия «Дисней» снова показывает нам активную и сильную женщину и увы, пассивного и слабого мужчину. В своей статье «Влияние сказок на формирование жизненных сценариев женщин» я уже писала о новых версиях сказок «Алиса в стране чудес» и «Рапунцель» от студии «Дисней». Похоже, что мир начинает «освобождать» женщин от старого сценария покорности и второстепенности.
Новая сказка «Малефисент» снова показывает нам образы слабых мужчин и сильных женщин, говоря о том, что новое время пишет новые сказки, а новые сказки формируют новые жизненные сценарии женщин.
Не обрезайте женщинам «крылья», теперь, они будут бороться за них!
Наталия Клименко
Психолог
Руководитель проекта ПСИХОЛАД