+ 38 050 351-59-13

+ 38 093 783-76-91

|
|
Наталия Клименко
психолог
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Имя *
Телефон *
Е-mail *
Сообщение

Сказка как метод самоисцеления, психодиагностики и коррекции жизненного пути

 Сказка как метод самоисцеления, психодиагностики и коррекции жизненного путиТак уж повелось в народе: «если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно». Но кому нужны сказки и какова их функция? Почему они существуют и не теряют своей актуальности с течением времени? Почему малыш не может заснуть без сказки? И почему взрослый читает их с таким восторгом и упоением? О чем они говорят?

 

  В каждой сказке есть намек о том,
чтоб быль не путали со сказкой.
В каждой сказке есть урок,
что жизнь мы сами делаем прекрасной ...
(Юрий Татаркин)


Сказки существовали во все времена и у всех народов мира. Словно лодки они плавали в глубинах бессознательного и наполняли сознание определенным смыслом.

Сказка метод диагностики психоладТак уж повелось в народе: «если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно». Но кому нужны сказки и какова их функция? Почему они существуют и не теряют своей актуальности с течением времени? Почему малыш не может заснуть без сказки? И почему взрослый читает их с таким восторгом и упоением? О чем они говорят? Что пытаются нам донести сказочные герои: волки, зайцы, львы, короли и королевы, Змеи Горынычи и Кощеи Бессмертные? Может ли так оказаться, что все эти персонажи не что иное, как части нашей личности, которые своим сказочным аллегорическим языком рассказываю нам о проблемах и путях их решения? И что бы проверить эту гипотезу, я предлагаю отправиться в путь по исследованию законов сказочной реальности, быть может, нам удастся приоткрыть завесу тысячелетних тайн и найти сказочное лекарство от проблем.
Сказка – что это такое и откуда она произошла?

Перед тем как отправиться нам с вами, дорогие читатели, в далекое путешествие по исследованию терапевтических возможностей сказки, я предлагаю, совершить небольшой экскурс к истокам зарождения сказок. Ведь очень важно, понять, а с чем, собственно говоря, мы имеем дело?

Русский философ Ильин сказал, что "сказка - это сон, приснившийся нации”. Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ри­туалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам и ритуалам. В диалогах Платона можно прочитать о том, как в древние времена старые женщины рассказывали своим детям символические истории – мифы. Уже тогда волшебные сказки связывались с воспитанием и обучение детей.

Надо сказать, что происхождение сказки из мифа у большинства исследователей не вызывает сомнения. Архаические сказки обнаруживают четкую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами и племенными обычаями. Мотивы, характерные для тотемических мифов и особенно мифологических анекдотов о трикстерах, широко отразились в сказках о животных. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространенной волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным существом», временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик: чудесная жена ( в более поздних вариантах - муж) дарит своему избраннику удачу в охоте, богатый урожай и т.п. , но покидает его из-за нарушения им какого-либо запрета (не называть по имени, не ругать и т.п.). Сказки о посещении иных миров для освобождения находившихся там пленниц аналогичны мифам и легендам о странствованиях шаманов или колдунов за душой больного или умершего. Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного их них, или об убийстве могучего змея, воспроизводят мотивы, специфические для посвятительных обрядов. Важной предпосылкой превращения в сказки мифов, являющихся составной частью ритуалов или комментариев к ним, был разрыв skaz04непосредственной связи этих мифов с ритуальной жизнью племени. Отмена специфических ограничений на рассказывание мифа, допущение в число слушателей и не посвященных (женщин и детей) влекли за собой невольную установку рассказчика на вымысел, акцентирование развлекательного момента. Из мифов изымается особо священная часть, усиливается внимание к семейным отношениям героев, ссорам, дракам и т.д. Первоначальная строгая достоверность уступает место нестрогой достоверности, что способствует более сознательному и свободному вымыслу. Таким образом, фундаментальные мифологические противоположности типа жизнь – смерть в значительной мере оттесняются социальными коллизиями, выступающих в форме внутрисемейных отношений. Для сказочной семантики в отличии от мифологической становиться характерной гегемония социального кода. На стилистическом же уровне важнейшим жанровыми показателями, которые противопоставляют волшебную классическую сказку мифу как художественный вымысел, являются сказочные традиционные формулы, указывающие на неопределенность времени и места (в зачинах), недостоверность (указание на небылицу через категорию невозможного в концовке) и т.д. Зачины и концовки классической волшебной сказки полярно противоположны инициальным формулам (указывающим на мифическое время первотворения: «это было тогда, когда животные еще были людьми» и т.п.) и финальным формулам этиологического характера архаической сказки. В то же время прямая речь в сказке сохраняет в схематизированном виде некоторые ретуально-магические элементы.
Корни волшебной сказки уводят нас в глубокую древность. Они были обнаружены на египетских папирусах и каменных стелах. Наиболее известная из них – сказка о двух братьях: Анупе (греч. Анубис) и Бате. Действия в ней разворачиваются, что и в других сказках о двух братьях, которые можно найти во всех европейских странах. Таким образом, мы имеем письменную традицию трехтысячелетней давности, и – что поразительно – основные мотивы с тех пор почти не изменились. Многие исследователи сказок предполагали, что существует некая единая схема сказок. И первым, кто предпринял действия по созданию модели сказок, был русский лингвист Владимир Яковлевич Пропп. В поисках сказочных инвариантов он создал понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так, Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста-Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, старуха, дарящая молодильные яблоки Ивану - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Пропп сформулировал постулаты своей работы таким образом:

Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
Последовательность функций всегда одинакова.

Объектом его исследования стали классические «волшебнее сказки». Владимир Яковлевич Пропп непосредственно основывался на сотне skaz02русских сказок из сборника Афанасьева. Из них он выделил 31 функцию действующих лиц.

И так, мы с вами узнали, что сказки подобны древним осколкам мифов и что волшебные сказки существуют и при этом имеют единую структуру. Однако, на ряду с волшебными сказками, передающимися их уст в уста, в современном мире мы встречаем авторские сказки, имеющие конкретных авторов, хотя и тут не все так просто, Шарль Перо например, был собирателем сказок, ими же были и Братья Гримм. А вот Пушкин, Андерсон, Люис Керол и многие другие сказочные писатели писали сказки для малышей и приобрели не малую славу и популярность, что уже и говорить об Гарри Потере и его создательнице Дж. К. Роулинг, вошедшей в пятерку самых богатых женщин мира, после создания своего сказочного шедевра.

Миллионные тиражи книг, мировая экранизация сказок говорит о том, что сказки каким то дивным и совершенно особенным образом нужны людям!
Зачем нужны сказки?

Для начала, давайте вспомним, что происходит обычно в сказке? В каждой сказке есть герой или героиня, которые оказываются в затруднительном положении и в течении всей сказки ищут из него выход и что самое интересное, всегда его находят и при этом, еще и материальную выгоду имеют (пол царства, принцессу в жены, коня и т.п.) В сказке добро всегда побеждает зло, герой (героиня) всегда встречают помощников на своем пути, приобретают качества волшебной силы и трансформацию личности. Читатель или зритель проходит весь этот путь вместе с героем и тем самым, активизирует собственные силы и собственные возможности трансформации личности.

Таким образом, мы может отметить, что первое свойство сказки – это активизация внутренней личной силы человека: ориентация на победу в любой ситуации и вера во всепобеждающее добро.

Второе свойство – это трансляция уклада жизни общества и гендерных стереотипов того времени, когда создавалась сказка. Сказку даже можно назвать первой «Гендерной Азбукой» т.е. она передает опыт взаимодействия представителей разных полов от поколения к поколению. Российские психологи Макаров В.В. и Макарова Г.А., вообще считают, что сказки – это обязательное начальное «образование» и наглядно демонстрируют, каким образом, со сказками человеку прививаются стереотипы поведения в обществе и каким образом передаются из поколения в поколение образы «мужского» и «женского», роли будущей жизни и даже национальный характер. Сказка транслирует ребенку «правильное» поведение, показывает какой девочкой или мальчиком нужно быть, чтобы достичь успеха в жизни. Рассматривая народные сказки, мы можем видеть «правильные» модели женского и мужского поведения, которые предлагает общество того времени, и гарантирует победу над проблемами, а также счастливую долгую жизнь.

skaz03Третье свойство сказки - диагностика и коррекция личных проблем человека. Та либо иная услышанная или увиденная сказка может задеть те либо иные струны души и заставить нас задуматься на теми либо иными вопросами нашей жизни. От сюда и существуют поучительные сказки, сказки - притчи и так называемые, психологические сказки, написанные психологами для решения тех либо иных проблем,.

В этот раздел можно также отнести индивидуально написанные сказки. Очень полезно писать сказки самому, а потом анализировать: о чем повествует нам эта сказка, в чем основная проблема и как сказочный герой с ней справляется. Посмотреть на свою жизнь, сопоставить сказочные образы с реальными персонажами своей жизни и таким образом позволить активизировать свои силы, творческий и жизненный потенциалы, что непременно даст толчок к движению вперед! А еще, очень полезно, задать себе вопросы: чему учит нас эта сказка? Какова мораль этой сказки? Ответы, могут оказаться для вас неожиданными, но самое важное, что они могут быть самыми правильными именно для вас, ведь это ваша сказка, ваш продукт бессознательного и это ваш организм сам, в закодированной сказочной форме, подсказывает вам решение ваших же проблем!

Читайте, смотрите и пишите сказки. Они всегда помогут, ведь в них хранится волшебство еще тех времен, когда люди верили в чудеса и они всегда происходили… И все то было так, потому, что каждый человек знал, что в его душе живет частичка Бога…

 

Наталия Клименко
Психолог
Руководитель проекта ПСИХОЛАД



Первичное размещение материала: Zdravoe