+ 38 050 351-59-13

+ 38 093 783-76-91

|
|
Наталия Клименко
психолог
Записаться на консультацию
Записаться на консультацию
Имя *
Телефон *
Е-mail *
Сообщение

Сказкотерапия

Сказки существовали у всех народов и во все времена, по крайней мене, мы знаем, что каждое, даже самое маленькое первобытное племя имело свои мифы, легенды и сказки. Каковы же функции этих трех феноменов?

 Таблица 1. Функции сказок, мифов и легенд

Сказки

Мифы

Легенды

Возвращают ребенка, подростка, взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях и пр.

Дают важные знания об устройстве мира, Вселенной (космогонические мифы, мифы о богах) при условии, что человек не понимает все. Формируют различные модели поведения Героя (мифы о героях). Формируют представление о жизненных явлениях и социальных коллизиях: о богатстве, о борьбе за власть, предательстве, любви и ненависти, измене. Часто раскрывают теневую сторону жизни.

Рассказывают о каком-то явлении в историческом контексте, раскрывают "историю вопроса". Способствуют углублению восприятия обычного жизненного явления; помогают в работе с так называемым "несерьезным отношением".

 

Как видно из таблицы – все они важны и полезны для развития личности и способствуют процессу инициации и социализации человека.
Сказкотерапия ПсихоладСказки же имеют свои особенные отличия от других литературных форм (мифы и легенды), что скорее всего и поспособствовало их сохранению и развитию в процессе «взросления» мира. Специфическими характеристиками сказок являются: место, время, структура, характер и окончание.

Время и место событий в сказках всегда есть неопределенным и эта неопределенность начинается с первых слов: “Однажды, много лет тому назад....” Это вступительное предложение облегчает вход в волшебный мир сказки и является “магическим ключов входа в сказочное пространство”.

Структура. В.Я. Пропп проанализировав 100 русских народных сказок, выделил 31 функцию. Порядок действий один и тот же. Эти функции, по мнению Проппа, можно применять ко всем народным сказками мира.Сказкотерапия Психолад

Характеры. Характеры в сказках всегда символичны и постоянны, то есть они неизменны на протяжении всего повествования. Например, ведьма – злая и остается злой до конца сказки. Если встречаются имена, они означают главных героев и являются описательными, например Красная шапочка, Белоснежка. Второстепенные персонажи обычно находятся в определенных отношениях с членами семьи главного персонажа.

Окончание. Особенность сказки – счастливый конец. Герой проходит к счастью через достижения того, что ищет, вершины знаний, богатства или при помощи женитьбы/замужества.

Сказки распространялись из уст в уста по всему миру путешественниками, адаптируясь к культурных традициям разных народов мира. В XVII веке сказки стали записывать. Наиболее популярные сказки ( «Красная Шапочка», «Спящая Красавица», «Мальчик- Спальчик») были записаны Шарлем Перо во Франции, а также Братьями Гримм в Германии  в XVII веке и О.Н. Афанасьевым в России в XIX веке. А первые научные работы, посвященные проблеме волшебных сказок появились уже в XVIII веке.

Сказкотерапия ПсихоладСегодня, сказки занимают в жизни каждого человека особенное место – с ними мы растем, с ними мы познаем законы мироздания, сказки – это наш первый «учебник жизни». Ведь сказка несет информацию:
- о динамике личностного развития человека;
- о разнообразных ситуациях, которые встречаются в жизни;
- об устройстве мира, Вселенной;
- о древних обрядах и ритуалах.

Такое важно место сказки в жизни и развитии человека не могло остаться незамеченным психологами. ХХ век подарил нам много научных работ, посещённых изучению  сказки, как психологического феномена.

Современная психотерапия выделяет сказки в отдельное направление – Сказкотерапия. Психологи исследовали методы и техники воздействия сказок на психику человека. Это исследование продолжается и по сей день, показывая, что сказка неисчерпаема и глубока.

Психологические исследования показали, что сказки которые мы слышим с детства (в современном мире, наверное больше видим с экранов телевизоров и компьютеров) влияют на формирование нашего жизненного сценария.
Именно по этому сказки же и являются мощным инструментом коррекции жизненных сценариев личности.

Сказкотерапия ПсихоладСуществует много технологий работы со сказкой. Сказкотерапия великолепно сочетается с любым из психотерапевтических направлений: транзактный анализ, гештальт-терапия, психодрамма, арт-терапия, психоанализ, телесно-ориентированная терапия и другими.

Сказкотерапия эффективный и безопасный метод работы как в групповой так и в индивидуальной форме психотерапевтической работы. Великолепно дополняется техниками работы с проективным материалом: карты, куклы, индивидуальные рисунки и многими другими.
Сказки рассказывают, сказки пишут, сказки драматизируют и рисуют. Форма работы со сказкой может быть разной, а результат неизменно постоянным - счастливый конец!